Что делать с изношенными автомобильными шинами?
Сегодня затронем актуальный для предприятий вопрос: что делать с изношенными автомобильными шинами? Почему я должен нести затраты на их перевозку и дальнейшую переработку?
Стоит знать, что ежегодно в РФ образуется более 1 млн тн отработанных автомобильных шин.
Требования к безопасной утилизации автомобильных шин определены в ГОСТ Р 54095-2010 (национальный стандарт), переиздан в 2019 году.
«Ресурсосбережение. Требования к экологической безопасной утилизации отработавших шин».
ГОСТ различает несколько категорий автомобильных покрышек:
1. Категория: «отработавшие покрышки».
Подобные покрышки можно использовать, поскольку остается минимально допустимая глубина протектора.
2. Категория: «отработавшие покрышки», которые подходят для восстановления.
Вне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, достаточной для последующего использования она может быть восстановлена наложением нового протектора на корпус покрышки посредством вулканизации.
3. Категория: «изношенные покрышки», не подходят для восстановления протектора.
Подобные покрышки называют завершившими жизненный цикл. Поскольку подобные покрышки не подходят для повторного использования или восстановления, они могут быть использованы в качестве сырья в других производствах или могут быть предназначены для конечного размещения
Способы обращения с покрышками, завершившими жизненный цикл, могут значительно различаться в зависимости от местных экономических и производственных условий. При этом ГОСТ Р 54095-2010 различает:
- повторное использование покрышек;
- использование материалов, получаемых из покрышек;
- получение энергии при сжигании покрышек;
- захоронение покрышек.
Однако следует отметить, что в декабре 2014 г. в ст. 12 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» появился п. 8, запрещающий захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. В этот перечень в т.ч. включены и «утратившие потребительские свойства, автомобильные шины, камеры и покрышки». Всего в этом перечне 182 наименования и до 2021 года их количество будет расширено.
Таким образом, уже сегодня размещение на полигонах изношенных покрышек запрещено законом!
Преимущества и недостатки методов обращения с изношенными покрышками:
1. при сгорании шин образуются такие химические соединения, которые попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека. Такие органические соединения как:
- пирен (класс опасности 1, опасен при поступлении через кожу),
- фенантрен (класс опасности 2, обнаружена канцерогенность на мышах),
- антрацен (канцероген),
- флуорантен,
Кроме того, в зависимости от условий сгорания может образовываться также ряд других органических соединений того же класса:
- нафталин (канцероген, обнаружено мутагенное действие),
- 2-метилнафталин,
- бифенил,
- аценафтилен (канцероген),
- флуорен (канцероген),
- аценафтен (канцероген),
- бенз[a]антрацен,
- хризен (канцероген),
- бенз[a]пирен (особо опасный канцероген),
- дибензо[a,h]антрацен (особо опасный канцероген).
2. Опыт получения добавок в асфальтобетонные смеси крошки из переработанной резины в целом не дал положительных результатов, т.к. даже в успешных технологиях есть недостатки, например сокращение сроков хранения смеси, недостаточная адгезия наполнителя и др. Наиболее широкое распространение получило использование крошки в производстве различного рода покрытий для детских площадок, производственных цехов, садовых дорожек.
3. Опыт пиролиза напротив показывает эффективность и экологическую безопасность метода, а получаемый продукт – «пиролизная жидкость» (органическая нефтеподобная жидкость), может заменять дизельное топливо. В настоящее время экономическую эффективность пиролиза повышает метод жидкометаллического пиролиза, в котором выделение пиролизной жидкости происходит в контакте с расплавленным свинцом. Преимущество метода в связывании серы с жидким металлом и отсутствие ее в топливе, отсутствие сильного запаха продукта.
А что у нас?
В Ярославской области существуют предприятия по переработке автомобильных шин, они ориентированы на переработку методом измельчения. Основной проблемой для них становится отсутствие полноценной загрузки производства, т.к. наладить ритмичные поставки изношенных шин непросто: сказывается сезонность, отсутствие прогноза образования, отсутствие мотивации собственника к сдаче изношенных шин в переработку. Несмотря на принимаемые властями меры, которые безусловно дают свой результат, наблюдаются факты размещения отработанных шин на площадках накопления ТКО, выбрасывание их на дорогах общего пользования при разрывах в пути, выбрасывание в местах несанкционированного размещение отходов.
Вместе с тем, за нарушение законодательства при обращении с отработавшими шинами налагается административная ответственность в виде штрафов, а если создана угроза жизни или здоровью людей или нанесен значительный ущерб природе, то ответственность может стать уголовной.
Мы надеемся на растущее сознание общества в необходимости переработки отходов, призываем собственников отходов к цивилизованному, экологически безопасному обращению с ними, пониманию и принятию того, что экологическая безопасность требует от нас затрат времени, труда и финансов.
Компания Макраб делает наш мир чище вместе с Вами!