Маленький гигант
11 марта 2025

«В 2023 году мы взяли на тест мусоровоз СМ10 на шасси Компас 12. Опыт эксплуатации оказался положительным, и мы приобрели такую машину. Она позволила нам значительно расширить круг клиентов, которые находятся в стесненных условиях центра города, особенно его исторической застройки с низкими арками и тесными дворами, куда стандартный мусоровоз просто физически зайти не может. Устраивают нас и её технические параметры.
Среди плюсов СМ10 можно отметить достаточно большие грузоподъёмность и объём вмещающихся в кузов отходов. Нам даже пришлось снизить плотность прессования, благо конструкция рабочей гидравлической системы позволяет это сделать, поскольку мы сортируем отходы и нам важен процент их отбора. Когда отходы сильно спрессованы, снижается доля полезного отбора на мусоросортировочной станции. В то же время на дальних рейсах, когда важен объём загрузки, плотность прессования можно повысить. Поэтому возможность регулировки коэффициента прессования самой эксплуатирующей организацией также можно отнести к несомненным плюсам смоленского мусоровоза.
Хочу также отметить, что по эксплуатационным затратам содержание Компас 12 гораздо выгоднее по сравнению с полноразмерными мусоровозами на шасси КАМАЗ, так как себестоимость вывоза отходов у него существенно ниже. С технической точки зрения за полтора года эксплуатации СМ10 у нас не было каких-то серьезных к нему нареканий, за исключением разве что лопнувшей крестовины кардана после пробега 60 000 км и выхода из строя кнопочного блока управления, который, впрочем, производитель оперативно заменил буквально в течение двух дней».
Немного цифр
В 2024-м рынок новых мусоровозов вырос на 4% к прошлому году и составил 1630 ед. При этом регистрации б/у мусоровозов увеличились на 81%. В отрасли наблюдается дефицит в коммунальной технике порядка 3,5 тысячи единиц. Повышенным спросом пользуются компактные, маневренные машины для работы в тесных дворах и на узких дорогах.
Компактный мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12. При длине всего 7,7 м его отличает отменная маневренность, позволяющая работать в условиях плотной городской застройки, куда путь полноразмерным машинам зачастую заказан.
Внешний вид — одна из важных характеристик мусоровозов, работающих в условиях агрессивной среды и механических воздействий. Кузов машины проходит двухэтапную покраску: сначала на него наносится цинкосодержащий грунт, а затем полуглянцевая эмаль. Общий слой лакокрасочного покрытия — до 200 микрон.
Российский рынок регистраций новых компактных мусоровозов составил 7%, из них 3% приходится на базу КАМАЗ Компас 12. В целом же лидерство на российском рынке базовых шасси для мусоровозов у брендов МАЗ — 55% (+13%) и КАМАЗ — 27% (—16%). Доля китайских производителей составила 15% с преобладанием марок JAC и FAW.
Внешние пульты управления процессом загрузки/прессования/выгрузки отходов дублируются с каждой стороны кузова. Управление всеми циклами возможно в трех режимах — автоматическом, полуавтоматическом и ручном.
Учитывая потребности рынка, завод КДМ также расширил модельный ряд городских мусоровозов с задней загрузкой модели «СМ» на базе среднетоннажников. Так, по итогам 2024-го продажи мусоровозов СМ10 на базе Компас 12 составили 13% от общего портфеля заказов завода (+3% к 2023-му). Если рассматривать модельный ряд в целом, то наибольшей популярностью, или 62% (+10%), пользуются вместительные СМ16 в различных модификациях на базе МАЗ-5340 и JAC N200. Последний, кстати, в 2023 году был признан победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Спецтехника». Среди крупнотоннажных моделей СМ18 и СМ22 лидируют базы КАМАЗ-65115 и МАЗ-6312 с долей в 21%.
Универсальная «гребенка» позволяет выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л.
Что представляет собой мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12? Его отличительная особенность от аналогов — повышенная эффективность и вместимость за счет высокого регулируемого коэффициента прессования до 1:7, как и на больших мусоровозах. Это позволяет загружать в бункер ёмкостью 10 кубов до семидесяти 1100-литровых контейнеров. Машина может выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л. Мусоровоз с номинальной грузоподъёмностью четыре тонны отличается повышенной маневренностью благодаря длине всего 7,7 м. Такие спецмашины пользуются спросом у мусоровывозящих компаний в регионах с плотной городской застройкой.
Объём основного накопителя — 10 м³, загрузочной ванны — 1 м³. Грузоподъёмность опрокидывателя — до 1 т. Конструктив основного накопителя отличает килевидное дно, позволяющее собирать фильтрат и отводить его в специальные баки. Кроме того, такая форма придает дополнительную жесткость всей конструкции.
Установленные на передней панели монитор-планшет, через который водитель получает путевое задание (слева), и пульт управления с flash-картой, позволяющей в том числе менять настройки работы оборудования, например, изменять скорость и коэффициент прессования, а также осуществлять его диагностику.

Стоит ли удивляться, что машиной заинтересовалась компания «Макраб»? Мы с 2000 года обслуживает предприятия Ярославля и Ярославской области, предоставляя им услуги в сфере обращения с отходами. В автопарке более 40 единиц коммунальной техники (мусоровозы, бункеровозы, грейферы, вибрационные катки), в том числе мусоровоз и крюковый погрузчик на шасси КАМАЗ Компас 12, 360 бункеров для вывоза отходов ёмкостью от восьми до 30 м³ и собственная мусоросортировочная станция в Ярославле.

«В 2023 году мы взяли на тест мусоровоз СМ10 на шасси Компас 12. Опыт эксплуатации оказался положительным, и мы приобрели такую машину. Она позволила нам значительно расширить круг клиентов, которые находятся в стесненных условиях центра города, особенно его исторической застройки с низкими арками и тесными дворами, куда стандартный мусоровоз просто физически зайти не может. Устраивают нас и её технические параметры.
Среди плюсов СМ10 можно отметить достаточно большие грузоподъёмность и объём вмещающихся в кузов отходов. Нам даже пришлось снизить плотность прессования, благо конструкция рабочей гидравлической системы позволяет это сделать, поскольку мы сортируем отходы и нам важен процент их отбора. Когда отходы сильно спрессованы, снижается доля полезного отбора на мусоросортировочной станции. В то же время на дальних рейсах, когда важен объём загрузки, плотность прессования можно повысить. Поэтому возможность регулировки коэффициента прессования самой эксплуатирующей организацией также можно отнести к несомненным плюсам смоленского мусоровоза.
Хочу также отметить, что по эксплуатационным затратам содержание Компас 12 гораздо выгоднее по сравнению с полноразмерными мусоровозами на шасси КАМАЗ, так как себестоимость вывоза отходов у него существенно ниже. С технической точки зрения за полтора года эксплуатации СМ10 у нас не было каких-то серьезных к нему нареканий, за исключением разве что лопнувшей крестовины кардана после пробега 60 000 км и выхода из строя кнопочного блока управления, который, впрочем, производитель оперативно заменил буквально в течение двух дней».
Посконнов Илья Владимирович,
Генеральный директор компании «Макраб»
Немного цифр
В 2024-м рынок новых мусоровозов вырос на 4% к прошлому году и составил 1630 ед. При этом регистрации б/у мусоровозов увеличились на 81%. В отрасли наблюдается дефицит в коммунальной технике порядка 3,5 тысячи единиц. Повышенным спросом пользуются компактные, маневренные машины для работы в тесных дворах и на узких дорогах.

Внешний вид — одна из важных характеристик мусоровозов, работающих в условиях агрессивной среды и механических воздействий. Кузов машины проходит двухэтапную покраску: сначала на него наносится цинкосодержащий грунт, а затем полуглянцевая эмаль. Общий слой лакокрасочного покрытия — до 200 микрон.
Российский рынок регистраций новых компактных мусоровозов составил 7%, из них 3% приходится на базу КАМАЗ Компас 12. В целом же лидерство на российском рынке базовых шасси для мусоровозов у брендов МАЗ — 55% (+13%) и КАМАЗ — 27% (—16%). Доля китайских производителей составила 15% с преобладанием марок JAC и FAW.

Учитывая потребности рынка, завод КДМ также расширил модельный ряд городских мусоровозов с задней загрузкой модели «СМ» на базе среднетоннажников. Так, по итогам 2024-го продажи мусоровозов СМ10 на базе Компас 12 составили 13% от общего портфеля заказов завода (+3% к 2023-му). Если рассматривать модельный ряд в целом, то наибольшей популярностью, или 62% (+10%), пользуются вместительные СМ16 в различных модификациях на базе МАЗ-5340 и JAC N200. Последний, кстати, в 2023 году был признан победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Спецтехника». Среди крупнотоннажных моделей СМ18 и СМ22 лидируют базы КАМАЗ-65115 и МАЗ-6312 с долей в 21%.

Что представляет собой мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12? Его отличительная особенность от аналогов — повышенная эффективность и вместимость за счет высокого регулируемого коэффициента прессования до 1:7, как и на больших мусоровозах. Это позволяет загружать в бункер ёмкостью 10 кубов до семидесяти 1100-литровых контейнеров. Машина может выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л. Мусоровоз с номинальной грузоподъёмностью четыре тонны отличается повышенной маневренностью благодаря длине всего 7,7 м. Такие спецмашины пользуются спросом у мусоровывозящих компаний в регионах с плотной городской застройкой.


Установленные на передней панели монитор-планшет, через который водитель получает путевое задание (слева), и пульт управления с flash-картой, позволяющей в том числе менять настройки работы оборудования, например, изменять скорость и коэффициент прессования, а также осуществлять его диагностику.

Стоит ли удивляться, что машиной заинтересовалась компания «Макраб»? Мы с 2000 года обслуживает предприятия Ярославля и Ярославской области, предоставляя им услуги в сфере обращения с отходами. В автопарке более 40 единиц коммунальной техники (мусоровозы, бункеровозы, грейферы, вибрационные катки), в том числе мусоровоз и крюковый погрузчик на шасси КАМАЗ Компас 12, 360 бункеров для вывоза отходов ёмкостью от восьми до 30 м³ и собственная мусоросортировочная станция в Ярославле.
Александр ЛУНИН
Фото автора
Полный текст статьи
Хотите знать больше про спецтехнику? Читайте онлайн-издание наших партнёров — Журнал COMVEX Ревю.